Главная » Статьи » Статьи

Это не сказка и не вымысел... (Светлана Макуха)

В прошлую пятницу, 14 декабря, в районной библиотеке Усть-Коксы под эгидой Народного Университета  состоялась встреча с художником Николаем Чепоковым, организованная обществом «Беловодье». Уж не знаю, что там планировали организаторы, но все прошло как надо. Художник, поэт и бродяга Николая Чепоков (Тастаракай) сейчас живет в одном из сел Уймонской долины, где ему созданы прекраснейшие условия для работы. Итогом его деятельности должна стать выставка рисунков, календарь с его картинами.

Встреча состояла в неформальном общении, демонстрации картин, рассказах художника о себе, о своем творчестве. Можно было задавать вопросы. Николай привез в библиотеку несколько своих картин, в том числе неоконченные. На бумаге формата А3 — отдельные вселенные, истории мира, запечатленные в гармоничных и мелодичных линиях, образах.  Вот любимое Николаем Телецкое озеро. Духи гор и сами прибрежные горы, которые словно большие животные, пьющие воду Алтын-Кёля. Вот загадочное существо, проживающее в озере, если верить рассказам друзей Николая. Да, у нас в республике живет свой «лох-несский динозаврик», а вы не знали? Вот большие вековые кедры и маленькие человечки, которые своими топорами и жадностью убивают дерево, за счет которого живут.

Друга картина - «Умай Ине». Что тут скажешь? Да ничего не скажешь. Пусть лучше расскажет сам художник при личной встрече.  О женщинах и женских божествах Николай может говорить долго, красиво, вдохновенно. Николай Чепоков, подписывающий свои работы именем Тастаракай, прекрасный рассказчик. Его устные пояснения к рисункам — это философия и стихи в прозе, лучше всего их слушать в авторском исполнении, но я продолжу рассказывать о встрече для тех, кто там не был. Еще одна картина: «Рождение Христа». В центре алтайская пара держит младенца на руках, за ними наблюдают духи гор. «У тюрков мужчина — главный, - пояснял Николай, многозначительно поглядывая на аудиторию, состоявшую в основном из женщин. - Поэтому ребенка держит отец, а мать придерживает его ножки». Рождение Христа происходит ежеминутно, комментировал Николай, и ежеминутно происходит избиение младенцев. По краям рисунка изображены проявления царя Ирода с античности до наших времен. На другой картине прекрасные алтайские горы изображены в виде хрупких нежных цветов. Николай бродит по Алтаю больше тридцати лет и может видеть, как быстро человек меняет природу. Это нам только кажется, что горы  — это ого-го! Каменные твердыни! Да, это камни, но их животворная красота очень хрупка и уязвима. Вот картина из будущего календаря: «Месяц горного барана». Февраль, такой холодный, что у горных баранов трескаются рога на морозе. Здесь все просто и понятно: вот собственно барашки, вот горы и духи гор, вот зимние «лысые» лиственницы, вот «семь слепых зверей» в своих берложках (тех, что спят зимой) и видно, что у мамы-медведицы - два малыша. Вот аилы у подножия гор. В одном из них семья сидит возле двух казанов, в которых готовятся вкусный чай и мясо. На улицу явно никто не торопится — холодно!

В рисунках Николая зашифрованы алтайские сказки, предания, эпосы. Рассматривать и слушать объяснения Николая можно долго. Почти на каждой картине Луна, а значит, можно вспоминать историю про Дельбегеня и рассказывать ее современным революционерам, например. Вариантов историй про Дельбегеня столько же, сколько у него голов, если не больше, но суть одна. Отправили злого Дельбегеня на Луну и подумали - сейчас начнется райская жизнь! Но что-то зла на Земле меньше не стало. Эх! Может, не в Дельбегене дело? Аилы и домики людей Николай рисует прозрачными, «в разрезе». Кому-то кажется, что в домике он спрятался, его никто не видит, но Хан Алтай держит нас всех у себя на ладони, не спрячешься! (Да что там домики! На селе твои соседи про тебя, как правило, знают больше, чем ты сам. В горах и то уединиться невозможно. Кажется — все! Никого. Ан нет, на соседнем склоне заблеяли овечки, а значит, где-то рядом чабаны, да поди еще с биноклями....)

После того, как Николай рассказал о своих новых работах, кто-то из присутствующих попросил показать, как он рисует. У художника всегда с собой перо, тушь, бумага и Николай с большим удовольствием сделал несколько маленьких рисунков. Кроме этого, художник прочитал отрывок из «Повести странствий», над которой он сейчас работает. «Повесть странствий», как можно догадаться, это повесть о путешествиях самого автора с элементами художественного вымысла. В эту повесть Николай намерен включить алтайские сказки, отрывки из алтайского эпоса, былины. В связи с этим для знакомства с алтайским фольклором Николай посоветовал прочитать «Аносский сборник» Н.Я. Никифорова с примечаниями Г.Н. Потанина. В этом сборнике алтайские сказки, записанные учителем Николаем Яковлевичем Никифоровым от кайчи Чолтыша, жившего в селе Аскат (Чемальский район). После прослушивания «Повести странствий» внимание публики снова вернулось к тем небольшим рисункам, что Николай нарисовал уже в библиотеке. Мне понравился один, где была нарисована молодая самка снежного барса и, зная доброту и щедрость Николая, я попросила его себе. Остальные рисунки тоже быстро разошлись по рукам. Одна из присутствующих на встрече женщин попросила оставить автограф на страницах старого календаря, в котором использовались рисунки Тастаракая. Видно было, что эти пожелтевшие листы бумаги немало пропутешествовали, их передавали из рук в руки, чтобы разные люди могли насладиться творчеством Николая Чепокова. Вот оно — народное признание! Николай так же подписал те небольшие рисунки, что был нарисованы и розданы на встрече.

Во время этой спонтанной автограф-сессии завязалось уже совсем неформальное общение. Кто-то делился своими впечатлениями от картин, кто-то приглашал Николая летом сходить в горы... А я просто наслаждалась происходящим. Как хорошо, что кроме глупых и жадных политиков, ограниченных дельцов, злых пьяниц и «ну очень духовно продвинутых граждан» существуют и другие люди. Такие, которые понимают радость проснуться в горах, пусть даже от холода, но услышать утреннюю тишину и увидеть утреннюю звезду в светлеющем небе. Такие люди могут злиться на капли дождя, затекающие за шиворот драного плаща, и любоваться каплями дождя, повисшими на кедровых хвоинках: в них отражается небо! В них отражается мир! Такие люди знают, что можно согреться костром и можно согреться общением. Они равно любят и ценят свободу дорог и тепло домашнего очага. В карманах у таких людей, как правило, пусто, но при общении с ними ты получаешь больше, чем отдаешь. Именно таким людям принадлежит мир, потому что они видят и знают его живую красоту.

Во время встречи Николай рассказывал о своем видении мира, о художнике Сергее Дыкове, который оказал большое влияние на Николая, о своих путешествиях и доброте людей, которые пригревали его во время странствий и тех хитростях, к которым приходилось прибегать во время путешествий. Например, стратегически правильным было стать сказочником, если приходилось ночевать в доме, где есть дети. Быстро придумаешь, расскажешь сказку — и детишки рады, и родители довольны, и вроде не нахлебник уже, и пригласят «заходить еще». О себе, о своем творчестве (например, о написанных и поставленных пьесах, зарубежных выставках, изданных книгах) Николай Чепоков рассказывал неохотно, как-то скомкано, явно прибедняясь. На передний план обычно лезут политики, выскочки и пустышки. Люди действительно значимые, интересные, как правило, скромны, прекрасно понимая, что значит их деятельность в масштабах Вселенной. На вопросы Николай отвечал коротко и ясно, и так что еще хотелось подумать на его ответом или улыбнуться. (Одна дама, поизучав картины Николая, всё спрашивала: «Кого Вы больше любите: людей или животных?» «Я люблю женщин», - просто и понятно ответил Николай).

Встреча длилась два часа, которые пролетели незаметно. Ждем новых встреч, новых рассказов и полноценной выставки работ чудесного алтайского художника Николая Чепокова.

Светлана Макуха

8-913-993-4006

listok_ustkoksa@rambler.ru


Категория: Статьи | Добавил: n-chepokov (12.04.2013)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: